среда, 26 февраля 2020 г.

Создание речевой среды


С малышом необходимо постоянно беседовать, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание, умывание, кормление, прогулка, подготовка ко сну) и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек. При этом взрослый должен говорить простыми короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы, повторяя по нескольку раз одни и те же словосочетания, меняя интонацию, силу голоса. Слова произносить четко, с выделением ударного слога. Обращаясь к ребенку, необходимо задавать вопросы, но не всегда следует требовать от малыша немедленного ответа. Можно задать вопрос, сделать паузу, затем ответить на вопрос самому взрослому. После того, как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет, совершить с ним какое-нибудь действие и назвать его и (или) действие с ним. Предлагаем некоторые игры-занятия:

«Один-много»
Цель: употреблять множественное число существительных.
Оборудование: игрушки и предметы.
Ход:
Покажите ребенку кубик, спросите, что он видит. Покажите ему еще один кубик и спросите, что он видит (кубики). Скажите: "Правильно, это кубики. Вот кубик - покажите ребенку один кубик, - а вот - кубики, - покажите 2 кубика. Покажите один палец и скажите «Я вижу один палец», затем покажите 3 пальца и скажите: «Я вижу пальцы». Проделывая это, пользуйтесь большим набором предметов. Когда вы видите 2 или более одинаковых предмета, обращайте на них внимание ребенка, например, когда вы едете в машине, показывайте ребенку и говорите «Это машины (дома), коровы, деревья и т.д.» Слегка выделяйте окончания множественного числа существительных. Возьмите наборы предметов, например, по 2-4 кубика, шарика, чашки, вилки и т.д. Смешайте их и попросите ребенка дать вам шарик, шарики и т.д.
«Мы играем»
Цели: Закреплять в словаре названия игрушек и действий с ними (катать, бросать, снимать колечки и т.д.).
Оборудование: Игрушки (машина, мячик, юла, пирамидка, кукла и др.), предметные картинки с изображением игрушек.
Ход:
Возьмите в руку игрушку и предложите ребенку назвать её. Покажите и назовите действие с этой игрушкой: «Это машина. Я катаю машину», « Вот мячик. Я его бросаю», «Это кукла. Я её одеваю». Предложите малышу выбрать игрушку и показать действие с ней. Побуждайте его сопровождать свои действия словами.
Усложнить эту игру можно, предложив ребенку назвать действия с игрушками, изображенными на картинках.

«Узнай по звуку»
Цель: развивать внимание и звуковое восприятия.
Оборудование: различные игрушки и предметы, которые производят характерные звуки (барабан, ложка, бумага,
колокольчик, мяч, бубен, карандаш и т.д.) Ход:
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет (подойти к столу и показать, или назвать его, не поворачиваясь). Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку о стол, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет и т.д. За каждый правильный ответ ребенку вручается звездочка или фишка. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

«Что мы делаем?»
Цель: строить фразу из двух-трех слов.
Ход:
Называйте ребенку то, что он делает. Начните с фраз из 2-3 слов «Петя ест» или «Петя ест суп». Потом спросите «Что ты делаешь?». Если нужно, повторите «Петя ест», «Ест суп» или «Петя ест суп». Превратите занятие в игру: расчесывайте волосы; закрывайте дверь, мойте руки и спрашивайте: «Что я делаю?», «А что ты делаешь?» Начните рассматривать картинки, на которых изображено простое действие, «Что он делает?» или «Что тут происходит?». Употребляя простые фразы из двух слов, называйте ребенку все события, действия, происшествия в течение дня.

Комментариев нет:

Отправка комментария